Теоретические основы расчёта тяговооруженности

Тяговооруженность (в англоязычной литературе обозначается сокращением T/W) - отношение тяги силовой установки ЛА к весу ЛА; один из важнейших параметров, определяющих летно-технические характеристики ЛА. От тяговооруженности зависят максимальная скорость ЛА, время набора высоты (скороподъемность) и разгона до заданной скорости, максимальная высота полета, длина разбега, а также его маневренные характеристики.

Важной характеристикой самолета является стартовая тяговооруженность - отношение взлетной тяги силовой установки к его взлетному весу. В 80-х гг. стартовая тяговооруженность истребителей и истребителей-бомбардировщиков составляла 1.2 … 0.5; военно-транспортных и пассажирских самолётов — 0.35 … 0.3

Тяговооруженность может быть весьма различной для ЛА разных систем. У планера, например, эта величина строго равняется нулю. Но это не мешает пилоту планера совершать полеты длительностью в сутки и протяженностью в тысячи километров. В то же время, тяговооруженность палубного истребителя с вертикальным взлетом по определению превышает единицу.

Для реактивных двигателей тяговооруженность является безразмерной величиной (отношение Ньютон тяги к Ньютону веса). Поршневые двигатели обычно характеризуются их энерговооруженностью (Вт/кг

Параметрический расчёт веса самолёта

Величина Значение Размерность
Вес целевой нагрузки
Вес служебной нагрузки и снаряжения
Относительный вес конструкции
Относительный вес силовой установки
Относительный вес оборудования и управления
Относительный вес топлива

Параметрический расчёт удельной нагрузки на крыло

Величина Значение Размерность
Максимальный коэффициент подъёмной силы при посадке
Относительный вес топлива
Посадочная скорость

Параметрический расчёт удельной нагрузки на крыло на крейсерском режиме полёта

Величина Значение Размерность
Максимальный коэффициент подъёмной силы на крейсерском режиме полёта
Относительный вес топлива
Скорость крейсерского полёта
Плотность воздуха на высоте полета

Параметрический расчёт потребной тяговооруженности самолёта при отказе двигателя

Величина Значение Размерность
Число двигателей самолёта
Аэродинамическое качество самолёта на режиме начального набора высоты
Тангенс угла наклона траектории на режиме начального набора высоты