Теоретические основы расчёта взлётно-посадочных режимов

Взлет и посадка являются наиболее сложными и потенциально опасными режимами полета самолета. Это объясняется многими причинами, и в том числе тем, что проектно-конструкторские решения, обеспечивающие выполнение основных (крейсерских) режимов полета, находятся в явном противоречии с решениями, обеспечивающими потребные взлетно-посадочные характеристики.

Желательно, чтобы самолет на воздушных этапах взлета и посадки, а также по земле, двигался с малыми скоростями. Это позволяет летчику четко контролировать ситуацию, поскольку чем меньше скорость движения на взлетно-посадочных режимах, тем больше резерв времени для принятия решения и его выполнения, проще техника пилотирования, выше безопасность полета, меньше потребная длина ВПП.

При малых скоростях движения по земле существенно снижаются при наезде на неровности ВПП ударные нагрузки на шасси и, соответственно, на конструкцию самолета, уменьшается износ пневматиков колес.

Полет на малых высотах вблизи земли и необходимость совершения достаточно сложных маневры на воздушных этапах взлета и особенно посадки требует высокой эффективности аэродинамических органов управления (рулей), которая тем меньше, чем меньше скорость движения.

Снизить взлетно-посадочные скорости можно за счет увеличения несущей способности крыла , использования взлетно-посадочной механизации.

С целью снижения лобового сопротивления самолета, уменьшения потребной тяговооруженности желательно было бы выбрать площадь крыла из условий полета с крейсерской скоростью на наивыгоднейшем угле атаки .
Однако посадка самолета с такой площадью крыла даже на допустимом угле атаки не дает возможность обеспечить приемлемую посадочную скорость (как и скорость отрыва при взлете).

Для повышения несущей способности крыла (самолета) на взлетно-посадочных режимах применяется взлетно-посадочная механизация крыла щитки, закрылки, предкрылки.

Параметрический расчёт скорости отрыва

$$V_{мин} = 12.4 \cdot \sqrt{\frac{p_0}{c_{y\ отр}} \cdot (1 - 0.15 \cdot \overline{P_0})}.$$

Величина Значение Размерность
Нагрузка на крыло
Относительная нагрузка
Коэффициент подъемной силы в момент отрыва

Параметрический расчёт длины разбега

$$l_{разб} = \frac{1}{0.95 \cdot \overline{P_0} - \frac{1}{K_{отр}}} \cdot \left( \frac{0.1\cdot V_{отр}^2}{g} + 10.7 \right)$$

Величина Значение Размерность
Скорость отрыва
Ускорение свободного падения
Относительная нагрузка на крыло
Коэффициент трения колес шасси при разбеге
Коэффициент отрыва

Параметрический расчёт длины взлётной дистанции

Величина Значение Размерность
Относительная нагрузка на крыло
Ускорение свободного падения
Скорость отрыва
Длина разбега
Коэффициент отрыва